Чтобы не потеряться в CRM системах, и не думать о том что это что-то космическое, не испугаться и использовать современную систему управления бизнесом...
Если вы все таки созрели и решили внедрять в компанию CRM систему, считайте что вы уже сделали большое дело. Для того чтобы не затеряться в лидах и клиентах нужно задуматься над обилием CRM а после внедрения в коммерческий отдел внедрить пользу этой интеграции в мозг каждому сотруднику.
Глобальное понятие CRM системы - это перечень программных продуктов, работа которых направлена на осуществление контроля качества работы сотрудников компании с клиентами, контроль работы всех отделов компании, постановка и контроль задач сотрудникам. Объясняя простым языком, если у вас нет CRM системы и вы уволили ключевого сотрудника (или он заболел) теряются от 30% до 80% клиентов которых он вел. С CRM системой этого никогда не произойдет.
И не имеет значения масштаб вашей компании, хоть это маленькая фирма с тремя-пятью сотрудниками, хоть огромное коммерческое или производственное предприятие - система нужна всем! Все мы с детства помним как хранят данные о своих пациентах больницы в России, вспомнили? вздрогнули?) Вы так же своих клиентов цените, как какая-нибудь Любовь Ивановна за стойкой регистратуры, которая Хрущева Никиту помнит?)
Добавим аналогию. Представьте, что ваш бизнес – состав вагонов. Кабина машиниста (наверняка это вы), дальше вагон с грузом, дальше вагон с документами, а сцепочка между вагонами - это связь между отделами, а вон там – платформа с клиентами. Если убрать хоть один вагон из этого состава, то поезд не доедет до назначенной цели и не выгрузит в назначенном месте груз. И не подберет новых пассажиров.
Вася и система
Допустим, вы - успешный бизнесмен. И ваш бизнес находится на таком этапе, что штат не огромный но уже и не маленький. Но все же следить за всеми сотрудниками, стоять за спиной с линейкой и смотреть чтобы Вася не сидел в соц. сетях - задача не реальная для руководителя. Васю лучше убедить внести все данные в систему, чтобы информация не утерялась.
Поэтому сделаем вывод: нужна система которая сможет следить, регламентировать и анализировать все труды сотрудников, а так же будет простой в использовании для любого среднестатистического Васи. И сможет охватить всех ваших сотрудников.
На чем акцентировать внимание?
Можно открыть рейтинг CRM, ведь мы привыкли что кто-то очень умный составил ТОП, а мы покупаем из него лучший продукт. Но посмотрев на него становится ясно, что функционал и стоимость некоторых систем рассчитан на крупные компании. Все дело в оборотах: данные ТОПы составляются по нескольким критериям, главный из которых - стоимость самой системы, и стоимость ее дальнейшего использования. Поэтому ориентироваться на рейтинг ТОП5 или ТОП10 лучших CRM будет не верно.
Если вы планируете автоматизировать коммерческий отдел, то здесь вам лучше будет выбрать систему именно для отделов продаж. А это - Pipedrive и amoCRM. При выборе вы должны учитывать перспективу развития вашего бизнеса, расширение с годами и добавление новых бизнес-процессов неизбежно. Чем больше процессов контролирует система, тем качественней и точнее будет работа всей компании. На Западе бизнесмены тяготеют к системам, которые разработаны под определенные бизнес-процессы, в России же больше склоняются к комплексным решениям.
Бизнесмены - руководители среднего бизнеса желают управлять не только коммерцией, но и проектами и задачами. Хорошо что спрос рождает предложение, и таких систем на сегодняшний день у нас много.
У крупной компании есть возможность использовать одну комплексную систему в которой собрано несколько решений. Это дает возможность не интегрировать много разных приложений, и с появлением новых бизнес задач не переезжать с места на место. К таким системам относятся Flowlu и Freshoffice
Обратите внимание на возможность настройки системы без привлечения наемных программистов, быструю скорость работы модулей, оперативный доступ к нужным данным. Внедрение подобной системы займет от двух до семи дней, после чего вы станете с вашими сотрудниками одной большой командой, которая стремится к улучшению качества работы и к увеличению продаж.
При выборе полезно смотреть не только на комплексность, но и на возможность отключать ненужные инструменты и, тем более, не переплачивать за них.
Здесь стоит сказать, например, про Битрикс24. В числе особенностей конкретно этой системы — покупка ее только в комплексе со всеми прочими инструментами. С одной стороны — это достаточно интересно (имеете больше, чем планировали), с другой — сложность использования, ненужные функции. Однако такие интересные вещи, как возможность общения разными способами (голос и видео) и многое другое в процессе использования могут неожиданно пригодиться.
Если пробуем, то бесплатно
Между CRM-системой и вашим бизнесом вполне прямая закономерность: упущение клиента — потеря денег, его игнорирование после сделки — двойная потеря. Основная задача после выбора — внедрение. Ведь даже если система и выбрана верно, то кто сказал, что она будет работать так, как надо?
Есть тенденция к внедрению систем для управления бизнесом с помощью сторонних организаций. Если коротко, то у вас должна быть какая-то сумма денег (далеко не три копейки), которая позволит пригласить команду профессионалов и внедрить софт. Обычно, узнав, что это реально не три копейки, вы скорее всего откажетесь от системы. Надежда на решение всех проблем, связанных с недоработками менеджеров, руководителей или производства может вовсе и не реализоваться.
За спрос денег не берут, поэтому почему бы и нет. Обратите внимание на то, что сегодня почти все из производителей предлагают бесплатно тестировать продукт, а то и вовсе использовать бесплатно с ограниченным функционалом. Если что-то вам не понравилось — беритесь за другую. На крайний случай — Excel установлен почти на всех компьютерах.
Переход от "лопаты" к "культиватору"
"Лопата" — вещь хорошая, но устаревшая и мало эффективная. Любая CRM система, хоть и выглядит на первый взгляд сложным инструментом, но на самом деле — это набор простых инструментов для работы. Который в совокупности дает эффективность культиватора. Так что пусть старые "лопаты" вроде Эксель, Ворд, записных книжек и ежедневников отойдут в сторону, т.к. любому бизнесу как и любому делу, нужна адаптация ко времени и тенденциям.
В стремлении оптимизировать бизнес есть, безусловно, и слабые места. Возможно, ваша идеальная — это кусок ватмана и разноцветная гуашь. Или сейчас вам нравятся стикеры и визуализация и вы выберете «Мегаплан», а завтра у вас будет столько клиентов, что это будет попросту «антифункционально». Систем много, а ваша — скорее всего, одна. Анализируйте и сравнивайте.
Только не забывайте, что CRM — всего лишь инструмент. Ситуация с контролем как таковым — фикция: если команда не готова победить, то эффекта от использования системы не будет.